Маг, Бунтарь, Гедонист и Родитель вокруг нас. Как научиться их замечать?

В браузере

Новинка

Возвращение героя

Архетипы в искусстве, моде, политике и повседневности


Проявление архетипов в искусстве, моде, политике, повседневности

Мы создаем архетипы или архетипы создают нас?


Со скидкой 20%

916₽ 1145₽

Где еще купить:

Шерлок Холмс, Вивьен Вествуд и Dyson. Менделеев, аленький цветочек и Harley-Davidson. «Римские каникулы», «Один дома» и «Красотка». Вся наша культура состоит из архетипов. Иногда мы их замечаем, иногда — нет.


Эта книга — о том, как научиться видеть архетипы во всем, что нас окружает. Культуролог Юлия Милович-Шералиева исследует классические труды (того же Кэмпбелла) и объясняет их простым языком, с яркими примерами и иллюстрациями.


Вы научитесь определять источники сюжетов в искусстве, массмедиа и собственной жизни. Увидите, как образы, жившие в мифах, легендах и сказках, вошли в рекламу, моду, политику и шоу-бизнес. И осознаете, каким образом архетипы объединяют всех нас.

«Со мной такое тоже было!»

У человечества есть (и всегда был) некий общий ключ, понятный каждому. И ключ этот еще в начале ХХ века Карл Густав Юнг назвал архетипом. Это общечеловеческий первообраз, выраженный в виде персоналии, обстоятельства или ситуации. Люди легко их считывают и видят постоянно — в книгах, сериалах, клипах, фотографиях и самых разных медиа. И как будто говорят: «Со мной такое тоже было!»

Кларк Гейбл и Вивьен Ли в фильме «Унесенные ветром» воплощают Гедонистов эры золотого Голливуда

Так, Герой из рекламы обещает зрителю суперсилу или как минимум суперсредство для выведения пятен, починки сломанной мебели или излечения ран. Архетипы Бунтаря или Гедониста обязательно присутствуют в любом бойз-бенде. Архетипы Правителя, Родителя или Мага хороши на политической арене.

Если проявление архетипа в поведении человека попадает в яблочко, это вызывает у наблюдающих чувство счастья. Зрители идут смотреть кино с героями, отражающими узнаваемые и симпатичные им качества, голосуют на выборах за людей, воплощающих близкий им архетип, покупают билет на концерт «своего» исполнителя.

Архетип Архетипович

Заглянем в прошлое и попытаемся понять, кто был главным архетипом на рубеже XIX–XX веков. Герои этого времени — Менделеев и Тесла, Мечников и Павлов.


Первые двое воплощают архетипы Искателя и Творца или даже Мага: они верят, что могут изменить мир самым невероятным образом. Двое других соответствуют архетипам Родителя, Мудреца, Творца: выражают неудержимое желание спасать других с помощью собственных знаний, желания заботиться и опекать.

Джузеппе Виско Джиларди — пионер итальянского частного сыска. Настоящий герой того времени, чье оружие — разум, опыт и интуиция

В искусстве мы наблюдаем те же процессы. Главные герои там — Шерлок Холмс и доктор Ватсон, ученые из романов Жюль Верна, доктор Джекил и мистер Хайд.

Среди жанров невероятную популярность обретает детектив. На свет появляется Огюст Дюпен — главный герой рассказов знаменитого Эдгара Аллана По. Дюпен — Герой и даже Воин. Но, в отличие от своего древнего предка с копьем, он интеллектуален и психологичен; он рефлексирует, ищет, шутит. И спасает мир с помощью своего ума.

Бренды и архетипы

Транслируя потребителям свои ценности и миссию, крупные бренды тоже опираются на архетипы. К примеру, Маг — тот, кто делает невозможное возможным. Вот вам Disney, дарящий людям сказку, или Dyson, освобождающий домохозяек от рутины. Последние и вовсе сделали невозможное: благодаря им пылесосы стали крутыми, интересными и сказочно дорогими.

Бунтарям помогают самовыразиться компании, производящие товары для экстремального отдыха и вредных удовольствий: Harley-Davidson, все марки крепкого алкоголя и сигарет, дома моды Вивьен Вествуд и Жан-Поля Готье.

Основатели Harley-Davidson создали не просто средство передвижения, а стиль жизни — бунтарский

Шут ценит товары компаний, производящих сладости, снеки, газировку и пиво: Red Bull, Coca-Cola, Lay's. Что-то, что сулит удовольствие или хотя бы демонстрирует его в рекламе. Отличный пример — реклама бренда Old Spice.


А на Гедониста ориентируются большинство люксовых марок вроде Chanel или Longines, производителей духов, вина и сигар. Эти бренды обещают наслаждение на всех уровнях: эстетическом, физическом и духовном.

Что еще

«Человеку от начала времен и по сей день важно, с одной стороны, определиться со своим индивидуальным „я" и понять, „что я такое есть". С другой — слиться с группой себе подобных, ощутить себя защищенным благодаря принадлежности к общности, — пишет автор книги Юлия Милович-Шералиева — культуролог, преподаватель по культуре и искусству. — Все это и дают нам узнаваемые образы или ситуации — архетипы».

Знания об архетипах помогают нам лучше понимать себя и свое место в мире, ориентироваться во взаимосвязях происходящего, видеть больше и глубже.

Что еще в книге:


  • Золотое правило продюсеров, или как Бритни Спирс обрела славу

  • Архетипические предметы: ключ, мост, лестница и гора

  • Что объединяет комедии Аристофана и фильмы «Отпуск по обмену», «Один дома» и «Большой куш»

  • Как понять волшебные штуки: живая вода, нить Ариадны и аленький цветочек

  • Путь героя по Кэмпбеллу, классификация Хорхе Луиса Борхеса и Букера

  • Какой архетип скрыт в фильме «Джокер»?

Архетипы — это история про повторяемость и узнаваемость. Они вызывают у нас чувство спокойствия и безопасности. Именно так прошлое помогает нам в настоящем и обязательно поможет в будущем.

Подписывайтесь на ТГ-канал МИФ.Культура: книги о творчестве, искусство, биографии, вдохновение.

Возвращение героя

Классические труды — простым языком и с яркими примерами
со скидкой 20%

916₽ 1145₽

Где еще купить:

Читающим

Всем читателям рассылки — промокод Gedonist. Он даст скидку 30% на все детские книги и комиксы и 20% — на всё остальное. Чтобы промокод сработал, ввести его нужно в корзине на этапе оформления заказа.

За книгами →

P. S. Промокод действует до 23:59 (мск) воскресенья, 2 июня, дает +5% к акции на m-i-f.ru. Исключение — книги со скидкой 50% и больше. Авторизуйтесь, чтобы увидеть самую выгодную цену. При оплате картой — скидка еще −4%.

Рекомендуем

Наши мероприятия

Юбилейная гаражка МИФа в Москве

Заглядывайте полистать новинки, поискать сокровища для домашней библиотеки и послушать лекции от наших авторов и экспертов:


📌 1 июня


14:00 «Главная героиня. Как познакомиться с собой и ориентироваться на свои, а не чужие ожидания» (Анастасия Иванова и Оксана Бухарова)


16:00 «Архетипы — в искусстве, моде, политике и повседневности» (Юлия Милович-Шералиева)


18:00 «Как история превращается в цикл. Паблик-ток с авторами МИФ.Прозы» (Мальвина Гайворонская, Анви Рид, Кристина Робер, Наталья Способина)


📌 2 июня


12:00 «Как это нарисовано? Паблик-ток о работе над книжной иллюстрацией» (Djuney9, Marik и Cactusute)


14:00 «Мифические существа татар. Как создать книгу о зловредном Шурале, своенравном домовом и доблестных богатырях» (Ринара Нагаева, Дарья Калачева)


16:00 «Как заработать, сберечь и приумножить. Паблик-ток о финансах для детей и их родителей» (Маргарита Зобнина, Людмила Булавкина)


Когда: с 31 мая по 2 июня, с 11:00 до 20:00

Где: арт-центр «Хлебозавод», строение «Бойлерная» (ул. Новодмитровская, 1)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Вау-издание «The Book. Как создать цивилизацию». Лучшие изобретения человечества→

МАК «Поиск внутренней опоры». 50 карт + проективная методика от психолога

манн тастическая четверка